Эпоха 32-битных операционных систем заканчивается: Nvidia полностью откажется от старых стандартов

Nvidia выступила со слегка будоражащим объявлением —  издание драйверов видеокарт для 32-битных операционных систем всех видов будет в обозримом будущем полностью прекращено. Информация опубликована в разделе техподдержки официального сайта производителя. Уже с января текущего года программа обратной совместимости для 32-битных систем будет свернута, причем в самых драматических масштабах – поддержки лишатся не только старые версии Windows или такие альтернативы как FreeBSD или Linux. Решение коснется даже 32-разрядных вариантов Windows 10.

Release 390 станет последним пакетом драйверов, в который еще войдут обновления для устаревших стандартов. Об этом представители NVIDIA говорят прямо: «Любые расширения, совершенствования и различные опции после издания Release 390 32-bit-совместимость с этим или предыдущими пакетами поддерживать не будут. Все драйвера, которые будут выпускаться после релиза 390 на устаревших модификациях операционных систем устанавливаться и работать не будут».

Чтобы не осталось лишних вопросов, компания приводит перечень операционных систем, которые останутся без драйверов для новых видеокарт. В список вошли абсолютно все модификации UNIX-систем (FreeBSD и Linux), и все версии Windows, вплоть до Windows 10.

Что случилось?

Нельзя сказать, что столь радикальное решение NVIDIA вызвало какую-то панику, но целевую аудиторию оно определенно взбодрило. С одной стороны, такой ход с коммерческой точки зрения вполне обоснован. На сегодняшний день число пользователей 64-битных систем в разы превышает 32-битных «консерваторов». Что же касается геймеров – основных потребителей продукции NVIDIA – то среди них число пользователей 32-битных систем и вовсе исчезающе мало.

Если посмотреть на последнюю статистику Steam Hardware Survey по данному вопросу, видно, что доля геймеров, которые «сидят» на 32-битных Windows, начиная от XP и заканчивая Windows 10, составляет менее 2% и непрерывно падает. С другой стороны, 2% пользователей Steam – это миллионы людей, и все они теперь останутся без обеспечения драйверами со стороны NVIDIA.

Последний пакет обновлений драйверов для обоих типов систем ожидается предположительно в самом начале 19-го года.

История вопроса

Отказ от поддержки «чего-то старого» со стороны производителя software или hardware – отнюдь не сенсация. Это происходит постоянно, и даже Microsoft, которая всегда тратила массу усилий и денег на взаимную совместимость всего, что только можно, время от времени отказывается от поддержки тех или иных продуктов. Но даже в таком контексте решение NVIDIA выглядит впечатляюще, ведь речь идет не о конкретном продукте, а о целом сегменте рынка. Чтобы понять масштабы явления, нелишним будет сперва разобраться в предмете подробнее.

Итак, формулировки «32-битная (разрядная)» или «64-битная» операционная система означает способ, а значит, и скорость обработки данных центральным процессором. Чтобы 64-разрядная ОС вообще смогла работать, такой способ обработки данных должен поддерживаться на уровне «железа» — процессора.

Первые 64-битные операционки появились практически сразу же, как только на рынок вышли процессоры с соответствующей архитектурой. В зависимости от компании производителя, такие процессоры получали в наименовании приставки x86-64, x64, AMD64 или EM64T. Что интересно, первый 64-разрядный процессор для персонального настольного компьютера выпустила даже не компания Intel, а ее прямой конкурент AMD. Это был процессор AMD K8. Intel «подтянулась» практически сразу, выпустив свои Pentium 4 и Xeon, а затем к прогрессивным производителям присоединилась и VIA Technologies, выпустив 64-разрядный VIA Nano.

Одной из первых «массовых» 64-разрядных операционных систем стала Windows XP, вышедшая в 2003 году, и с тех пор все последующие ОС от Microsoft выпускались в двух версиях: 32- и 64-битные. Даже новейшая Windows 10 тоже была разработана в двух вариантах, хотя к моменту ее выхода в 2015 году многие пользователи считали нелепой поддержку такого, по их мнению, анахронизма.

NVIDIA отказывается от поддержки 32-битных систем
NVIDIA отказывается от поддержки 32-битных систем

Но несмотря на кажущееся безнадежное моральное устаревание 32-разрядных систем, аудитория пользователей все еще остается очень приличной. Глава программы Microsoft Windows Insider Габриэль Аул в своем твиттере объяснял необходимость реализации такой совместимости очень большой базой компьютеров под обновления. Это подтверждала сухая статистика Windows Update. Согласно ей, 32-битные версии Windows 10 были загружены на ни много ни мало более 70 миллионов (!) машин. Разумеется, здесь не учтены те пользователи, которые работают на 32-битных Windows, но по каким-то причинам не стали обновлять систему.

Вопрос, почему бы «консерваторам» попросту не перейти на 64-разрядную систему, не вполне имеет смысл, так как уважительных причин может быть предостаточно. Ближайший пример – это использование важного 32-битного корпоративного программного обеспечения, обновить которое до 64-разрядной версии не представляется возможным.

Абстрагируясь от громкого решения NVIDIA, надо отметить, что тенденция к отказу от производства приложений, поддерживающих 32-разрядные операционки, началась не один год назад. И это более чем объяснимо, так как 64-битные ОС значительно более производительны за счет потенциальной адресации к гораздо более емкой оперативной памяти. В 32-битных системах верхний порог видимой оперативной памяти составляет всего 4 Гб, что в современных реалиях уже выглядит довольно бедно, а для решения прожорливых в плане ресурсов задач, и вовсе не подходит. Кроме того, в 64-битных ОС возможно реализовать значительно более безупречную защиту и значительно более безопасное шифрование.

В довесок ко всему сказанному подчеркнем, что с отказом NVIDIA от обратной совместимости такого уровня, пользователи заодно лишатся возможности использовать 16-битное программное обеспечение. 32-битные модификации Windows без проблем выполняли такие приложения, и даже 16- и 32-разрядные программы для DOS. «Продвинутые» 64-битные варианты Windows таких возможностей уже не имеют.

Прогнозы и перспективы

Обратная совместимость новых версий операционных систем с 16- и 32-битными программными продуктами и древним аппаратным обеспечением в ближайшие годы будет постепенно, но неотвратимо отмирать.

Решение NVIDIA – это лишь «первая ласточка» среди грядущих масштабных перемен. Окончательную точку в эпохе 16- и 32-разрядных операционных систем планирует поставить сама компания Intel. До 2020 года мировой производитель процессоров и однокристальных систем собирается полностью упразднить стандарты BIOS в прошивках новых моделей системных плат. Все дело в том, что Intel окончательно перейдет на интерфейс не ниже UEFI Class 3, а он BIOS уже не поддерживает, как это делали UEFI класса от 0 до 2 включительно. Это автоматически будет означать исчезновение способа загрузки CSM, который всегда был в BIOS.

Как только Intel решится на такие перемены, установка любых 16-разрядных и почти любых 32-разрядных операционок на «железо» нового типа станет абсолютно невозможной ни при каких условиях. С уходом CSM канут в Лету также и 16-битные служебные операционки, часто используемые для проверки состояния и работоспособности HDD, а также ряда других сервисных задач. Никакие 32-bit-модификации Windows тоже запускаться не будут.

Что же до 32-разрядных приложений – здесь ситуация не столь суровая. Такие программы будут без проблем работать на 64-битных Windows с аппаратным обеспечением и прошивкой не ниже UEFI Class 3. Для этого будет применяться специальная подсистема WoW64.

2 thoughts on “Эпоха 32-битных операционных систем заканчивается: Nvidia полностью откажется от старых стандартов

  • 25.01.2018 в 04:27
    Permalink

    Всё правильно, полностью поддерживаю! Я уже давно перешёл на 64 бита, она более мощнее и надёжнее. Технологии развиваются, нужно поддерживать ритм современной жизни, прошлое пусть останется в прошлом)

    Ответ
  • 04.02.2018 в 07:45
    Permalink

    Сколько людей выбросит свои компьютеры на свалку и установит более мощную ОС. А результат будет один семьдесят процентов юзеров просто будут залипать в социальных сетях..

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *